пятница, 12 декабря 2008 г.

Сыроедение, 30-дневный эксперимент

Данный эксперимент явился продолжением изучения вопросов питания.
В подобных случаях я рассуждаю просто – раз уж взялся изучать тему, то нужно ее проработать до конца. Но не только лишь чтением литературы для определения лучшего режима питания, но и практическим исследованием. Очевидно, мозг в одиночку справиться не может, так как у него отсутствует механизм обратной связи. Собственно, наш организм является лучшим инструментом в таких вопросах. Стоит к нему прислушаться, и он даст свои бесценные подсказки. Поэтому я уже изначально был готов к ряду экспериментов.

Формат каждого эксперимента простой – в течение 30 дней я стараюсь на 100% придерживаться выбранного режима.
Почему 30 дней? Во-первых, это достаточно продолжительный период, чтобы увидеть какие-то результаты. Можно, конечно, выбрать период на 60, 90 или 180 дней, но такой эксперимент станет сильнее зависеть от собственной силы воли, результатов придется ждать намного дольше, но они могут не сильно отличаться от начальных 30 дней. В-третьих, даже если ты пытаешься следовать какому-то режиму всю жизнь, морально намного легче провести такой эксперимент, в конце которого можно отказаться от затеи. Решение делать что-то всю оставшуюся жизнь звучит как приговор, поэтому может не хватить решимости даже начать. И часто так оказывается, что по прошествии 30 дней несложно продолжать эксперимент и дальше, так как начальная инерция мышления преодолена, остается только поддерживать привычку малыми усилиями.

Предыдущий эксперимент с вегетарианским питанием мне понравился, но результаты до конца не устроили. Это было всего лишь эволюционное изменение, которое не решало корня проблем.

Вегетарианство, как таковое, мне никогда не было особо интересно. При таком питании мы всего лишь убираем одну группу продуктов, но все равно нам нужно следить что мы едим, сколько и в каких соотношениях. То есть, нужно более подробная инструкция, чтобы надеяться на какой-то положительный эффект.
Веганство (полный отказ от продуктов животного происхождения) в этом смысле тоже недалеко ушло (хотя плюсы имеются), а выглядит более экстремальной версией сомнительного подхода.
Зверушек, безусловно, жалко, но должны быть и серьезные доводы в отношении собственного здоровья, чтобы так радикально менять свои привычки.

По-другому обстоит дело с подходом к питанию, которое называется сыроедение (raw foodism). Оно основывается на том факте, что никакое другое живое существо на планете, кроме человека, не обрабатывает свою пищу термически. А в плане генетики и эволюции человек недалеко ушел от животных. Поэтому самое естественное питание для человека – употребление природных продуктов неживотного происхождения без термической обработки (нагревание не выше 40°C).

Таким образом, сыроедение позволяет употреблять следующие продукты – фрукты, овощи, зелень, ягоды, орехи, семечки, мед, оливковое масло, вода.
Я еще включил в рацион сырую рыбу, но это было крайне редко – раз в десять дней. Также есть люди, которые употребляют сырое мясо, но таким экстремизмом я заниматься не собирался и другим не советовал бы.

Меню на день


Сразу оговорюсь, 100%-ного сыроедения у меня не было, так как некоторые продукты являются не настолько натуральными, как может показаться на первый взгляд. Это выяснилось уже позже, после более подробного изучения происхождения продуктов.

Также, не советую следовать приведенному режиму питания, если ваша главная цель - здоровье. С теперешних позиций я уже вижу, где были допущены ошибки. Но, с другой стороны, это намного лучше, чем традиционная диета современного человека, и дает ряд положительных результатов.

Завтрак

Шейк из примерно следующих ингридиентов, 500-1000 мл:
  • Апельсин
  • Банан
  • Киви
  • Три пригоршни ягод – клюква или черная смородина
  • Пучок зелени – петрушка, укроп или сельдерей
  • Мед
  • Стакан воды


Обед
  • 500 мл свежевыжатого сока – яблоко, морковь, грейпфрут
  • Два овощных салата – помидоры, огурцы, перец, капуста, морковка

Ужин

Несколько блюд из следующего набора:
  • Большая миска салата – помидоры, огурцы или перец, тыквенные семечки, сушеный сладки перец, сухая приправа аджика, оливковое масло
  • Фаршированный перец или капуста – начинка делается из семечек, орехов и сухофруктов
  • Пироженое – измельченные орехи и сухофрукты, лимонный сок
  • Сухофрукты – финики, инжир
  • Орехи – фундук, грецкий, бразильский, кедровый

Как я уже отмечал, такой рацион далек от совершенства. Его следовало бы улучшить по-крайней мере следующим образом:
  • Более насыщенный обед, более легкий ужин
  • Большее количество фруктов
  • Меньшее количество орехов и сухофруктов

Поначалу, из-за того, что обед был относительно легкий, основная масса калорий потреблялась за ужином. Причем извлекалась она из жиров, содержащихся в орехах. От этого возникало ощущение тяжести в желудке, и оно могло сохраниться до утра.

В остальном же, все было хорошо. Единственный нюанс – в начале я много экспериментировал и готовил разнообразные блюда на ужин. Иногда получалось очень вкусно, иногда не очень, но съедал все. Но в конце концов я понял, что такое разнообразие не нужно, а даже в чем-то вредно. К концу эксперимента я определился, что мне действительно нравится, и перешел на фиксированный рацион. Утром это был шейк из одних и тех же ингредиентов, в обед это были одни и те же соки и салаты, а вечером – неизменный салат из помидоров с огурцами и семечками.

Должен сказать, что повышенное чувство голода я практически никогда не испытывал. Пожалуй, главное условие любого здорового питания - употребление достаточного количества калорий. Калории это энергия, а без энергии не может быть здоровой активной жизни. При любом типе питания можно получать все необходимые калории, все упирается только лишь в количество съедаемой пищи.

В таком режиме я мог продолжать питаться еще долго. Но эксперимент подошел к концу и к тому же закончился сезон на местные овощи, так что пришло время придумывать новый рацион.

Изменение массы


Вопрос массы тела (избыточной) меня никогда не волновал. Скорее наоборот, временами мне казалось, что неплохо бы нарастить немного больше мяса.

Антропометрические данные на начало эксперимента: рост – 185 см, вес – 79.5 кг, сложение умеренно атлетическое без признаков избыточной массы. В обычной ситуации своим нормальным весом я считал 83 кг, в отдельных случаях он доходил до 87 кг. Видимо, мой предшествующий режим вегетарианского питания отразился на массе на момента начала эксперимента.

Ну а теперь приведу протокол своего 30-дневного эксперимента по сыроедению:

1-ый день – 79.5
3-ий день – 78.5, минус 1.0 кг
5-ый день – 77.3, минус 2.2 кг
10-ый день – 76.4, минус 3.1 кг
15-ый день – 77.2, минус 2.3 кг
20-ый день – 76.6, минус 2.9 кг
25-ый день – 75.3, минус 4.2 кг
30-ый день – 74.9, минус 4.6 кг
31-ый день – 74.5, минус 5.0 кг

То есть имеем потерю 5 кг за 30 дней. Хе-хе, этот результат мог бы быть гордостью для борящегося с лишним весом. Но у меня были несколько иные цели.

В последующий период, когда я вернулся на смешанное питание, масса колебалась в диапазоне 74-75.5 кг. То есть, не видно, чтобы это изменение носило временный характер.

Не буду утверждать что будет, если перейти на традиционное питание, содержащее много животного белка и жира. Но думаю, вся масса достаточно быстро вернется. О том, почему это происходит, попробую написать в другой раз.

Также допускаю, что человек с иной конституцией или привыкший к диетам, может иметь совсем другие результаты при аналогичном эксперименте. Это все очень индивидуально и зависит от множества параметров. Так что пробуйте сами и ориентируйтесь на свои личные результаты.

Трудности


Очевидно, любая диета требует некоторой силы воли. В случае сыроедения приходится преодолевать тягу организма к приготовленной пище.

Во время этого эксперимента я явственно ощутил, что еда является для человека наркотиком. Для людей еда является отдушиной, благодаря которой можно отвлечься от жизненных проблем и прямо сейчас получить небольшой кусочек счастья. Часто, собираясь, люди даже не знают что делать, если рот не занят едой.

Как всегда, особенно сложно бороться со старой привычкой в начальный период. В моем случае это было первые десять дней, когда я временами испытывал некоторую тоску, что не могу съесть особенно аппетитное блюдо. Наличие этого чувства было не особенно приятно, но игнорировать его было не сложно. Я помнил, что это не на всегда, и по прошествии 30 дней я смогу попробовать очень многое из того, что сейчас хочется. К тому же я ожидал положительные результаты от этой временной «жертвы», и это являлось дополнительной мотивацией. По прошествии десяти дней мой новый режим питания уже вошел в привычку, и стало несложно его придерживаться.

Интересным субъективным ощущением было то, что несмотря на большой объем принимаемой пищи постоянно было ощущение пустого желудка. Это ощущение по началу можно было перепутать с голодом. Думаю на психологическом уровне так оно и есть – чувствуешь заполненный желудок, значит сытый. К новому ощущению пришлось привыкать, и спустя некоторое время это уже доставляло удовольствие. Как будто избавился от лишнего бремени и не ограничен в своих действиях.

Самый простой прием пищи был завтрак. У меня получался вполне вкусный напиток-шейк, состоящий из фруктов, ягод и зелени. Его количество доходило до литра, что насыщало очень сильно. В итоге к обеду я практически не ощущал чувство голода.

С обедом было намного сложнее. В пунктах общественного питания достаточно сложно найти еду, подходящую для сыроедения. Положение частично спасали свежевыжатые соки. Также очевидным выбором были салаты. Правда, здесь тоже не все было гладко. Даже салаты, состоящие из сырых овощей содержали какой-либо неподходящий компонент – подсолнечное масло, сливочное масло, майонез, сметану, черный перец, соль. Если такой компонент нельзя было отделить, приходилось мириться, что часть еды ненатуральная. Но не из догматических соображений, а по сооброжениям чистоты эксперимента.

Ужин является самым ответственным приемом пищи, так как он подытоживает весь день. И если за день произошел недобор калорий, то за ужином это сильно дает о себе знать. В итоге ты начинаешь часто ходить на кухню и заглядывать в шкафчики, чтобы еще съесть. В итоге ложишься спать с достаточно плотно набитым желудком разнообразной еды. Естественно, это не самый здоровый подход. Поэтому к ужину нужно подходить уже употребив большую часть дневной нормы калорий.

И вообще, чувствовать сильное чувство голода в течение дня – вещь нехорошая. А с другой стороны, есть надо когда голод пришел, но не наедаться до отвала. Сыроедение помогает в этом, если ограничить в своем рационе количество орехов, семечек и других жирных продуктов.

Детоксикация


Переход с традиционного на более натуральное питание, как правило, сопровождается процессом под названием детоксикация. Что это означает?
Любой прием пищи поставляет в наш организм не только питательные вещества, но также и вредные, токсичные. Организм старается употребить первые, а вторые, либо вывести как можно быстрее, либо нейтрализовать. Когда возможности организма по выводу токсинов не могут покрыть их поступление, то организм начинает их связывать и складировать в тканях и клетках.

Но как только организм переходит на более здоровое питание, он получает возможность заняться самоочисткой. И тогда накопленные токсины устремляются в кровь и далее наружу через органы выделения – кожу, мочевой пузырь, кишечник.

Естественно, временное увеличение количество вредных веществ в крови не может отразиться на состоянии организма. Этот процесс может сопровождаться следующими симптомами – головная боль, головокружение, тошнота, температура, слабость.
Также могут быть следующие визуальные признаки – сухость и растрескивание кожи, покраснения, аллергические высыпания и так далее.

У меня лично, был, пожалуй единственный признак детоксикации – сухая кожа. Другими причинами было трудно это объяснить, так как с едой поступало достаточное, если не избыточное, количество жидкости и жиров. Какого-либо ухудшения физического состояния не наблюдалось вообще. Я сделал вывод, что моя диета была не настолько радикальная, чтобы сподвигнуть мой организм на серьезную чистку.

Положительные результаты


Положительные изменения были не такими значительными, но вполне заметными.
Вот их полный список:
  • Желудок никак не беспокоил. Как я уже говорил, было приятное ощущение пустоты. Например, раньше мне было сложно что-либо съесть в состоянии стресса. Это грозило тем, что желудок «остановится». Теперь же я в любой ситуации мог спокойно съесть любое количество пищи.
  • Появилось больше энергии. Это было заметно насколько легче можно забежать на несколько лестничных пролетов. Причем с одинаковым успехом это можно было сделать и после плотного обеда. Еда перестала быть ограничивающим фактором. После нее стало возможным заниматься любым физическим трудом.
  • Уменьшилась потребность во сне. Даже после трех часов сна ночью, весь следующий день я чувствовал себя вполне хорошо.
  • Улучшилось состояние кожи. Даже несмотря на то, что большую часть времени кожа оставалось суховатой, на ощупь она была более гладкая.
  • Очистился язык. У большинства людей на языке есть белый или цветной налет. После очищения язык становится приятного розового цвета. Прямо как у ребенка.
  • Появилось больше доверия к собственному организму. Появилась привычка прислушиваться к своим ощущениям и действовать соответственно.
  • Все тридцать дней я исключительно самостоятельно покупал продукты и готовил себе еду. Я бы сказал, это очень полезный навык. Теперь и я могу прокормить семью, если, конечно, она захочется питаться также, как я. Хе-хе.
  • Благодаря тому, что я научился полностью отказываться от нежелательных блюд, в будущем, даже если я не буду следовать сыроедению, мне легко будет включать большое количество полезных продуктов.


Возврат к смешанному питанию


Если по ходу эксперимента доля сырых продуктов составляла 90-95%, то после его завершения она уменьшилась до 50-75%.
Дополнением к ним были – тушеные овощи, мучные изделия, шоколад, термически обработанные орехи и сухофрукты. То есть рацион оставался еще достаточно натуральным. Мне не хотелось сразу бросаться на тяжелую пищу, поэтому мое питание наполовину оставалось натуральным.

Самое интересное, что употребление приготовленных блюд для организма было очень заметно. Например, съев порцию слегка потушенной капусты, уже через две минуты я почуствовал, что еда «остановилась» в желудке. Вернулось привычное чувство заполненности и тяжести после еды.

Выводы


О каких-то существенных результатах говорить рано ввиду непродолжительности моего эксперимента. Но даже то, что было получено внушает оптимизм.
Думаю, мне еще предстоит серия экспериментов в этом направлении, пока я не определю какому способу питания и в какой степени следует придерживаться.


Другие посты:
Монотрофное сыроедение, еще один 30-дневный эксперимент

 

1 комментарий:

Oleg комментирует...

и зачем вернулся к смешанному питанию, если так все хорошо?)