понедельник, 24 ноября 2008 г.

Экспериментируем с питанием

Персонально для меня вопрос питания является одним из самых важных в плане здоровья, так как желудок всегда был моим наиболее слабым местом.

Теперяшние болячки явно закладывались еще в студенческие времена, когда режим питания был далек от идеала. Большие порции, значительные перерывы между приемами пищи, небольшое разнообразие, в основном нездоровая пища - все это вносило свой вклад в проблему.

Со временем уменьшалась моя способность переваривать произвольную еду в любых количествах. Обильный прием пищи создавал тяжесть и ощущение, что желудок "остановился". Звучит как описание идеального клиента из рекламы мезима.

В конце концов, было решено, что с этим надо что-то делать. Как известно, настоящие мужчины по врачам не ходят. Но, проявив верх сознательности, я решил, что надо идти к специалисту.

В этом году я прошел-таки обследование у гастроэнтеролога. Естественно, здоровым меня не назвали, но случай оказался не самый запущенный. Сейчас попробую по памяти, если ничего не напутаю, воспроизвести, что было написано в заключении - эрозивный бульбит, эрозия луковицы двенадцатиперстной кишки.

Лечение назначили стандартное для таких случаев. Дали рекомендации как питаться, хотя никаких особых ограничений не делали. В общем, все как обычно - не сильно жареное, острое, соленое. Желательно - на пару, вареное, тушеное.

Думаю, лечение в чем-то помогло. А как же иначе - грамотные специалисты, хорошие лекарства, все делал как надо. Правда, по ощущениям, особых изменений не было. Желудок не сильно меня беспокоил раньше, так же было и теперь. А если переедаешь, в любом случае некомфортно.

В общем, я задумался, что это ненормальная ситуация, когда вроде ешь правильно, особо не злоупотребляешь, но результат всегда неизменный. Значит проблема лежит в самой системе питания, а не в каких-то частностях. Не зря же во всех диетах и при большинстве болезней назначаются всевозможные ограничения - без жареного, мучного, сладкого, острого и т.д.

Как раз в этот момент мы собрались ехать в отпуск на две недели. И уже в самолете я решил следующее - в отпуске буду питаться преимущественно овощными блюдами и исключу из рациона мясо.

Почему именно такая схема?
Стандартная диета современного человека, пожалуй, является примером излишества. Индустриальный век позволил производить и потреблять больше, чем реально необходимо. Сам человек интуитивно уже не может определить, когда следует остановиться. Поэтому мы потребляем заведомо избыточный объем продуктов в не самых оптимальных пропорциях.

В первую очередь это касается мясных продуктов. Ранее мясо было удовольствием дорогим, его ели не так часто, и порой только в определенные сезоны. Теперь же человечество, фактически, сидит на мясной диете.
А, как известно, избыток животного белка создает ряд проблем - вымывание некоторых минеральных веществ, накопление мочевины в крови, нагрузка на печень, почки и пищеварительную систему и так далее.

Многие специалисты говорят, что мясо нужно употреблять не несколько раз в день, а два-три раза в неделю. Его следует заменять на растительные белки и рыбу. В таком случае питание будет более сбалансированным.

Такая у меня была установка перед началом эксперимента. Но, чтобы перейти к новой схеме питания, всегда имеет смысл попробовать следовать более жесткому режиму. Во-первых, чтобы увидеть что дает полный отказ от какого-то продукта. Во-вторых, вырабатывается навык обходиться без определенного продукта. После этого будет намного легче придерживаться более либеральной диеты.

Итак - мне предстояло на короткий промежуток времени мясо полностью заменить на растительные продукты.

В течение двух недель отпуска мое питание состояло из следующих основных компонент:
  • На завтрак - сухофрукты, орехи, печенье, простокваша, мед, чай
  • Обед/ужин - помидоры, огурцы, перец, соусы, сыры, жареные/тушеные овощи, супы, сладости, виноград, арбуз, вино
Список выглядит небольшим, но в действительности, еда была разнообразная. Одних овощей было видов пятнадцать, то же касается и сладостей. По количеству никаких ограничений не было, даже наоборот.

Шведский стол отличается такой нехорошей особенностью, что когда накладываешь еду, кажется берешь по-немногу, а в итоге получается два больших блюда с горкой.
Из-за этого один раз у меня случилось расстройство желудка. Правда, дополнительными усугубляющими факторами было употребление стакана холодного вина вместе с едой и большого количества винограда после. К счастью, с собой у меня было пару пакетиков смекты, которые исправили ситуацию, хе-хе. Но, в остальном, эксперимент прошел удачно.

Теперь стоит поговорить о том, какие положительные результаты были получены в ходе эксперимента:
  • Отсутствие ощущения тяжести в желудке. Несмотря на большее количество принимаемой пищи, сразу после приема наблюдалось ощущение легкости.
  • Более высокий уровень энергии. Для меня не было проблемой сразу после еды пройти несколько километров с ребенком на шее. При этом жара также стала переноситься лучше.
  • В целом более позитивное настроение. Это уже в рамках незначительных субъективных различий. С уверенностью трудно сказать что именно повлияло на это. Может быть, мне просто больше, чем обычно, понравился отдых.
В общем, этот эксперимент мне понравился, и я решил его продлить. В итоге, его продолжительность увеличилась с двух недель до сорока дней.
Правда, все-таки, полученные результаты до конца меня не устроили. По некоторым аспектам были не такие значительные улучшения, как я того ожидал.

Поэтому я решил пойти еще дальше и начать новый эксперимент с режимом питания.
Но об этом уже в другой раз.

Комментариев нет: